1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



© Ж.М. Сабитов

Хызр-хан: хронология правления

Оригинальная версия // Научный Вестник Столицы. №4-6. 2011. С. 109-112.)

Проблема ханствования и жизни Хызр-хана никогда не рассматривалась в научной печати отдельно. Если кто и упоминал этого хана, то только вскользь, не акцентируя на нем внимания и не посвящая ему даже абзаца. Этому есть простые объяснения: информация по данному хану очень скудна и обрывочна.

Можно выделить около 5 независимых упоминаний о Хызр-хане из различных источников:

1. Самарканди:

В 813 году хиджры Тимур-хан, сын Тимур-Кутлука свергает Едиге и тот бежит в Хорезм. Тимур посылает в Хорезм войско размером в 10 тысяч, которое осаждало Едиге 7 месяцев, но потом из-за смены хана, заключило мирное соглашение с 3-4-тысячным войском Едиге. Судя по письму Джелал ад-Дина, во главе войска был Хызр-оглан из рода Чингиз-хана (Баджихати уруг) и эмиры Декне и Газан. В результате убийства Тимур-хана во главе войска стал Газан, женатый на сестре Джалал ад-Дина [1].

Мы склонны к тому, чтобы отождествить данного Хызр-оглана с Хызр-огланом, дядей Абулхаир-хана. Таким образом, можно сказать, что во времена Тимур-хана Хызр-оглан еще не был ханом и был простым полководцем.

2. Муизз ал Ансаб

В генеалогиях Хызр назван как Хидр-оглан. Немногим выше говориться о том, что Джумадук в 829 году хиджры (1425-26) возводится ханом при живом отце [2]. Видимо источник генеалогий Джумадука и Хызра сообщил о генеалогиях в том году. Если следовать этому предположению то можно предположить, что и 829 году хиджры Хызр не являлся ханом. Таким образом, для его правления подходит промежуток между 829 г.х. (упоминание в Муиззе) и 833 годом хиджры (год восшествия Абулхаир-хана на престол)

3. Таварихи гузидайи Нусрат-наме

В данном источнике Хызр называется ханом [3], то есть согласно мнению Мухаммеда Шейбани Хызр был ханом, хотя время и место правления не указаны.

4. Ибн Рузбихан:

Согласно Ибн Рузбихану: В данном источнике Хызр называется ханом [4].  "В минувшие времена большая часть значительных ханов бывала из рода Шибана, и в недавние времена наиболее значительным из ханов обоих улусов был Хизр-хан, дед Хамзы-султана и брат Шайх Даулат-султана, который является отцом благочестивого, покойного великого хана Абу-л-Хайр-хана. Далее. Власть его величества, покойного Абу-л-Хайр-хана была признана всеми, и никто из ханов [своим] могуществом и высокой степенью не достигал его могущества" [5]. Здесь прямо указывается, что Хызр был ханом до Абулхаира.

5. Извлечения из турецкой летописи, содержащей историю крымских ханов.

Данный источник сообщает, что "в Дешти же и Булгаре остались властвовать, из рода Шейбанова, ханы: Махмуд-ходжа, Хызр, Абулхаир, Шейх-Хайдар, Баян-ходжа, Ядигер, Эминек"

Эти данные фактически подтверждают данные шибанидских источников о правлении Хызра [6].

Правил он, скорее всего в улусе Шибанидов между Йумадуком и Абулхаиром и во времена противоборства Барак-хана с Кази и Наурузом, сыновьями Едиги, на стороне которых возможно выступал Махмуд-ходжа-хан.

В одной из своих предыдущих статей автор предлагал свою реконструкцию данного периода:

Согласно Тарихи Абулхаир-хани:

"Абулхаир-хан родился в 1413-14 году. Около 1429 года, когда Абулхаиру было 16 лет, некие заговорщики убили Кази сына Едиге и бежали к Джумадука, надеясь на благосклонность Джумадука. Но тот не проявил никакой благосклонности. Заговорщики бежали тогда от Джумадука в местность Джайтар-Джалкин, где соединились с эмирами Кепек-ходжой мангытом, Умар-бием буркутом, Мута-ходжой, Турди-ходжой мангутом, Джатан-Мадром нукусом, Бай-ходжой бахадуром, Сарыг-Шиман мангытом. Джумадук выступил против них, во главе левого крыла был Абулхаир, во главе правого крыла был Ходжа-оглан (Саат-ходжа-оглан), в битве был убит Джумадук и как минимум 12 огланов во главе с Саат-ходжой-огланом. 16-летний Абулхаир был захвачен в плен Сарыг-Шиман мангытом, который позже его отпустил на свободу. В возрасте 17лет в 833 году хиджры он был возведен на ханский трон… Странным является то, что в рядах противника Джумадука не назван чингизид-хан, соперник Джумадука. Безусловно, он должен был быть в наличии, хотя бы "по имени", что легитимизировало бы фронду восставших эмиров. Возможно, это войско возглавлял Махмуд-ходжа" [7].

На данный момент мы считаем, что вряд ли Махмуд-ходжа мог возглавлять войско с эмирами, убившими Кази, сына Едиге. Скорее всего, после убийства Кази, эти эмиры бежали из владений Махмуд-ходжи, который был ханом, а Кази был беклярбеком при нем. Бежали они к Джумадуку, но после того как тот принял их прохладно, эмиры ушли от него. Вряд ли они могли вернуться к Махмуд-ходже, поэтому для легитимизации своего положения им стоило избрать хана. Таким ханом вполне мог быть Хызр-хан. Здесь стоит отметить одно противоречие, если следовать тексту Масуда Кухистани, то получиться, что Абулхаир в той битве воевал против своего дяди, но тут можно упомянуть другой источник: Тарихи Кипчаки:

"Абу-л-Хайр-хан в детском возрасте находился по причине [родственной] близости при Джумадук-хане, который был одним из знаменитых ханов-шайбанидов. Он воспитал [Абу-л-Хайр-хана] и лучшим образом удовлетворил потребности войска и страны. В те дни предводителем народа и племени стал Гази, сын Идику-бий мангыта. [Он] удлинил руку притеснения. Эмиры и непокорные по причине его смуты пришли из Дашта, чтобы [лишить его] жизни. В союзе с Абу-л-Хайр-ханом [они] тайно убили его. Джумадук-хан узнал о том обстоятельстве. В мыслях [он] решил [наказать] Абу-л-Хайр-хана за измену. Упомянутый хан, проведав о той тайне, отделился с частью войска хана и бежал в Джитар, который был местом его рождения. Джумадук-хан с семьюдесятью тысячами человек пошел на него, а Абу-л-Хайр-хан вышел навстречу с тысячью 9 всадников. Бахадуры обоих потоков войск обратили лицо отваги в сторону поля битвы. Наконец Хан-и Бузург и другие витязи отпустили поводья коней [и] обратили противника в бегство. Джумадук-хан был убит. Хан-победитель прибыл в основной юрт. В году восемьсот тридцать третьем в возрасте шестнадцати лет он утвердился в четырех сторонах государства страны севера" [8].

То есть можно предположить, что Масуд Кухистани перед которым стояла задача представить Абулхаир-хана в хорошем свете изменил повествование, в котором вероломный Абулхаир-хан, убил Кази мангыта, у автора же Тарихи Кипчаки такой цели не было в силу хронологической отдаленности от цензуры, которая могла заблокировать данное сообщение. В той битве, скорее всего, кроме Джумадука погиб и Хызр-хан, на место которого был избран Абулхаир-хан.

Так образом наша гипотеза состоит в том, что Хызр-хан был объявлен ханом эмирами, убившими Кази, сына Едиге. Первоначально эти эмиры бежали от Махмуд-ходжи-хана к Джумадуку, рассчитывая на определенную милость Джумадука к врагам его врага, но встретив холодный прием, данные эмиры ушли от Джумадука и объявили Хызра ханом. Против них вышел Джумадук. В битве юный Абулхаир был на стороне дяди Хызра, в той битве погибли и Джумадук и Хызр-хан, после битвы многие эмиры возвели на место Хызра его племянника Абулхаир-хана.

Литература:

1. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 368-369.

2. История Казахстана в персидских источниках. Том 3 (Муизз ал Ансаб). Алматы. 2006. С. 42.

3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 428.

4. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. "Михман-наме-йи Бухара" (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976. С. 61.

5. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. "Михман-наме-йи Бухара" (Записки бухарского гостя). М. Восточная литература. 1976. С. 95.

6. История Золотой Орды: Сборник материалов. Санкт-Петербург. 2003. С. 178.

7. Сабитов Ж.М. "Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана"//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. №2. С.170.

8. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. С. 390.

27 мая 2011      Опубликовал: admin      Просмотров: 3841      

Другие статьи из этой рубрики

Александр Юрченко. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию

Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. Видов клятв и вариантов их реализации ограниченное число. Клятва на золоте, как и большинство сюжетов, связанных с реалиями повседневной жизни в Монгольской империи, редко привлекает внимание исследователей. Остается неизвестным, каким образом монгольские ханы предоставляли гарантии безопасности иноземным правителям, требуя их прибытия на курултаи. Как создавалась атмосфера доверия, предшествовавшая непосредственной встрече высоких сторон? Широкие контакты, которые Монгольская империя навязывала сопредельным и зависимым от нее странам, как правило, имели целью создание военных союзов. То же самое относится к взаимоотношениям различных кланов Чингизидов. Во всех этих случаях использовалась клятва на золоте. В персидских источниках монгольского времени ритуал фигурирует под образным выражением "съесть золото" и, видимо, в силу известности содержание ритуала не раскрывается. Наша задача — раскрыть суть этого инструментария. История клятвы такова.

Б. Нацагдорж. Mongq'ol-un niq'uc'a tobc'iyan как источник по истории протомонголов

В тринадцатом веке после образования Йэкэ Монгол улуса, новому государству потребовалось своя официальная историография и опираясь на вековые традиции историографии монголоязычных народов, было создано в 1240 г. Mongγol-un niγuča tobčiyan – Сокровенное сказание монголов, уникальный источник истории и литературы средневековых монголов. Любой монголовед считает своим долгом познакомиться с этим памятником в первую очередь. Многие исследователи из разных стран анализировали этот источник с разных сторон, и пришли к одному общему заключению, что ССМ есть уникальный памятник не только монгольской словесности, но и памятник истории и этногенеза средневековых монголов, созданный самими монголами и пропагандирующий идею единого монгольского государства.

Г.Г. Пиков. Памяти хана Кучлука (из истории становления Монгольской империи)

Одним из этих персонажей стал хан Кучлук, с именем которого до сих пор употребляются такие эпитеты, как "бездарный", "злокозненный", "злодей", "авантюрист", "узурпатор", "враг Ислама" и т. п. Считается до сих пор, что "этот дикий потомок алтайских кочевников не обладал ни единым качеством, сколь-либо полезным для управления тюрками, в значительной мере уже оседлыми". Если учесть, что самому Кучлуку так и не было дано ни единой возможности высказаться в свою защиту (нет ни одного сочинения, где бы он рассматривался как фигура положительная), то все обвинения в его адрес можно рассматривать как результат очень мощной пропагандистской кампании, проведенной против него фактически объединенными силами монгольских и мусульманских историков XIII в. и доверия к этим оценкам, существовавшего на протяжении последующих столетий как в Азии, так и в Европе. В данной статье и делается попытка рассмотреть место мятежного хана в сложнейшей истории становления мощной монгольской империи, не уходя в другую крайность – идеализацию личности Кучлука.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2019 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов